Изменение вида разрешенного использования земельного участка признано нарушающим антимонопольное законодательство

При исследовании случаев предоставления земельных участков органами местного самоуправления без проведения торгов обнаружено, что при дальнейшем использовании земельных участков нередко изменялся вид их разрешенного использования. При этом, если первоначально установленный вид разрешенного использования земельного участка был коммерчески непривлекателен и четко ориентирован на выполнение задачи, стоящей перед конкретным хозяйствующим субъектом (например: для строительства торгового центра большой площади при отсутствии потребительского спроса в месте строительства или «для хранения песчано-солевой смеси»), то в дальнейшем вид разрешенного использования изменялся на коммерчески привлекательный (например: для жилищного строительства). Такая последовательность действий позволяла органам местного самоуправления, формально не нарушая требования Земельного кодекса Российской Федерации,  уклоняться от проведения обязательных в силу закона торгов и ограничивать конкуренцию.

Московским областным УФАС России сформирована практика квалификации таких действий как нарушающих часть 1 статьи 15, в том числе пункт 7 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Указанную позицию Московского областного УФАС России поддержал суд кассационной инстанции при рассмотрении дела № А40-24569/2015 об обжаловании решения по делу № 06-11/62-2014, которым Администрация городского поселения Сергиев Посад Сергиево-Посадского муниципального района Московской области и Глава Сергиево-Посадского муниципального района Московской области были признаны нарушившими часть 1 статьи 15, в том числе пункт 7 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Согласно решению суда, изменив вид разрешенного использования земельного участка соответствующими постановлениями, Администрация городского поселения Сергиев Посад Сергиево-Посадского муниципального района Московской области и Глава Сергиево-Посадского муниципального района Московской области изменили объем прав, порядок и условия использования и предоставления земельного участка, а Администрация Сергиево-Посадского муниципального района Московской области совершила юридически значимые действия по внесению измененных прав в договор аренды земельного участка. При этом применение норм статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введение в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» не исключает возложенной на Главу местной администрации обязанности по исполнению норм земельного и антимонопольного законодательства.